Камнерезное творчество России

Традиция камнерёзного творчества России зародилась ещё в стародавние времена.  Уже в XI-XII вв. камнерезы и строители создавали произведения, отличающиеся красотой и мастерством исполнения. До наших дней дошли детали внутреннего убранства храмов Древней Руси.

При Петре I в Петергофе была основана первая фабрика по производству облицовочных материалов, идущих для нужд строительства в Петербурге, в 1726 г., в Екатеринбурге была создана Шлифовально-гранильная фабрика, а при Екатерине II - Колыванская фабрика на Алтае.

До XVIII-XIX вв. у камнерезов не было никаких механизмов для обработки камня и всю работу вели вручную. В середине XVIII в. На Урале выдвинулся талантливый мастер Никита Бахарев. Он был первым, кто сконструировал первые механизмы, которыми оснащались вновь строящиеся гранильные и шлифовальные фабрики. В начале XIX в. техника обработки камня была усовершенствована подмастерьем Василием-Каковиным: он изобрел приводившийся в движение водой механизм для распиловки и сверловки больших камней. С этого времени первичная обработка камня, изготовление несложных по форме изделий и полировка круглых вещей производилась при помощи подобных механизмов.

В начале XIX в., в связи с сокращением дворцово-усадебного строительства, значительно уменьшились заказы на крупные изделия из цветного поделочного камня, но вместе с тем приобрели популярность небольшие сувенирные изделия и предметы интерьера из полудрагоценных и поделочных камней: письменные приборы, подсвечники, шкатулки, портсигары, вазочки, кольца, серьги, броши, печатки, камеи из яшмы, сердоликов, агата. После отмены крепостного права цветной поделочный камень стали употреблять только лишь как полуфабрикат для ювелирной промышленности или изготовления небольших сувениров.

Во второй половине XIX в. основным материалом для изготовления художественных камнерезных изделий в небольших мастерских был селенит, из которого вытачивали пасхальные яйца, рамочки для фотографий, пепельницы в виде туфельки или листика. В конце XIX - начале XX в. появляется мелкая скульптура.
Поделочными камнями называют породы камней, применяемые в архитектуре при отделочных работах и употребляемые при изготовлении декоративно-художественных изделий (строго говоря полудрагоценные камни к ним не относятся). По степени сложности и трудоемкости обработки в зависимости от механических свойств и структуры камня различают твердый камень, камень средней твердости и мягкий.
Твердые поделочные камни имеют показатель твердости по шкале Мооса от 5,5 до 7; камни средней твердости имеют показатель твердости 3,5-4 и их легко можно поцарапать; мягкие камни, имеющие показатель твердости 1,5-2,5, также можно легко царапать ногтем.

К твердым камням относятся яшма, орлец (родонит), агат (халцедон), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень и др.

В группу камней средней твердости входят мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки.

К мягким камням относятся гипс, селенит, кальцит, серпентин, тальковый камень и др.

После революции 1917 года произошло следующее разделение в камнерезном производстве: добычей твердого камня и его обработкой, требующей сложного заводского оборудования, стала заниматься государственная промышленность, а мягкий камень стали обрабатывать в артелях промысловой кооперации, затем - на предприятиях художественных промыслов.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Самое интересное

Популярное

Метки отсутствуют.

Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Автозаводская, д.11
Электронная почта: zakaz@artelev.ru
Сайт: www.artelev.ru

Телефоны: +7 903 260 50 96
Телефоны: +7 916 567 77 49

Please publish modules in offcanvas position.